Время работы:

Пн.-Пт: с 9:00 до 19:00

Колыбельная для детей и взрослых

Колыбельная для детей и взрослых

"Мамапапасынсобака" Биляны Срблянович в театре "Современник". Режиссер Нина Чусова

В театре "Современник" - второй подряд отличный спектакль. И это, несомненно, главное пока событие нынешнего сезона. Театр, который вредные критики не уставали пинать за слепую верность ушедшему времени, всего-навсего сделал вот что: открыл двери молодым режиссерам и впустил в академические стены звуки живой жизни со всеми ее несовершенствами и странностями. Когда-то о редких числом молодых режиссерах было принято говорить: "Подают надежды". А сейчас - какие уж тут надежды... Приходят и ставят что хотят и как умеют, без всяких комплексов располагаясь в так называемом мейнстриме, не оглядываясь на обочину, всегда считавшуюся именно их (молодых и начинающих) местом.

Пьеса сербской журналистки Биляны Срблянович называется "Семейные истории" и, само собой разумеется, полна реалий не так давно закончившейся войны в Югославии. Для "Современника" ее перевел актер Сергей Гирин, и в новом сценическом варианте исчезли подробности, определяющие место, зато осталось время - одно на все человечество. Время, несущееся вскачь, агрессивное и жесткое настолько, что только успевай поворачиваться. Так что вся эта детская забава и о нас тоже.

В спектакле "Мамапапасынсобака" Нины Чусовой дети изо дня в день играют в семью, которой у них нет. А в играх есть: вот она, семья - мама (Ольга Дроздова), папа (Галина Петрова), сын (Чулпан Хаматова), собака (Полина Рашкина). С детской непосредственностью они воспроизводят то, что видят вокруг. Выглядит все очень смешно и страшно одновременно. Детки эти дико агрессивны и бесконечно трогательны. Уши, торчащие из-под каскетки, сползающие штаны, туфли на пять размеров больше ноги, угловатые манеры, срывающиеся голоса - и злоба, подавляющая все и всех.

Актрисы играют удивительно. Играют страстно, не жалея себя, как-то совсем уж нешуточно. Играют, если и не "до полной гибели всерьез", то до разбитых локтей и коленок точно - с такой скоростью скатываются они с горки, с такой силой бьют друг друга пластиковыми бутылками, что дух захватывает, и ты перестаешь соображать, где театр, а где жизнь. Замечательны все, а игра Чулпан Хаматовой и вовсе выше всяких похвал. Собственно, слово "игра" здесь совсем не подходит, распознать актрису в этом ушастом, дикорастущем мальчике весьма затруднительно. Тут, видимо, прямо по Станиславскому - слияние полное.

Казалось бы, театр отчаянно рисковал, впуская чужаков, от которых неизвестно что ждать. А на деле выходит - прямое следование традициям, от которых, надо полагать, "Современник" отказываться не собирается.

Итоги, 13 января 2003 года Марина Зайонц