Время работы:

Пн.-Пт: с 9:00 до 19:00

Георгий Ансимов о "Золотом петушке"

Георгий Ансимов о "Золотом петушке"

Последняя опера Римского-Корсакова. Снова Пушкин и опять одна из его сказок… В этой своей работе Римский-Корсаков - не просто ком­позитор, драматург, мастер оркестрового языка. Здесь он - вол­шебник, умеющий из одной интонации сделать россыпь музы­кального богатства. Его Шемаханская царица - предел вирту­озности. Наверное, в театрально-музыкальной литературе нет женского образа, который, как Шемаханская царица Римского-Корсакова, соединял бы в себе ко­варство и слабость, жестокость и нежность, эротическое очарова­ние и мужские черты солдата-за­воевателя.

В музыкально-драматургичес­кой литературе нет больше приме­ра (кроме, пожалуй, вагнеровского "Тристана"), где дуэт двух персо­нажей занимал бы целый акт. Герои Римского-Корсакова - не просто музыкальные находки, это открытия, достойные начала на­шего века, как и хоровые сце­ны, бросающие нас из лубочного повествования в трагедию народа, привыкшего быть в ярме и это ярмо потерявшего.

Если лидер туп, то все его сле­пые последователи - тупицы. Глупость главы государства не­сет народу отупение и в результа­те - трагедию. У Римского-Корсакова Додон тупее, глупее, чем у Пушкина, и поэтому опера - более резкий обвинительный акт, чем сказка Пушкина.

Не могу эту резкость приписать либреттисту Владимиру Бельскому. Некото­рые его речевые обороты не име­ют права вплетаться в пушкинский текст. Тем более вся сила и весь сарказм этой оперы принадлежат одному Николаю Римскому-Корсакову.

С 1907 года (композитор напи­сал оперу за год до смерти) нача­лись "хождения по мукам" "Золо­того петушка". То его запрещают (автор при жизни так и не увидел на сцене свое сочинение), то его сокращают, то (как это было уже после революции) считают, что сатира на самодержавие недо­статочна. К сожалению, нельзя сказать, что "Золотой петушок" популярен, как, например, "Царская невеста" или "Снегурочка". Он как-то не попадал на широкую дорогу оперного репертуара. И сложи­лось так, что Большой театр сей­час, ставя оперу "Золотой пету­шок", делает это после более чем полувекового перерыва.