развернуть





Актеры Театральные проекты Фестивали Новости Статьи

Статья: "На балетной сцене - Онегин"

Извините, но на спектакль "Онегин. Балет Джона Крэнко" сейчас в наличии билетов нет.

Американский балетный театр показал балет «Онегин», поставленный Джоном Крэнко по роману А.С. Пушкина в 1965 году для балетной труппы в Штуттгарте. Музыку к спектаклю Крэнко собрал из различных произведений П.И.Чайковского.

АБТ включает балет «Онегин» в свой репертуар второй раз. В 2001 году среди исполнительниц роли Татьяны выделялась Джули Кент (танцует эту роль и сегодня) и Владимир Малахов в роли Ленского (и лучшего Ленского я не видела ни в одном спектакле). Молодой танцовщик труппы Марсело Гомес выступал в роли Гремина, сегодня он – Онегин. Балет восстановлен АБТ в декорациях и костюмах Санто Локасто.

А теперь обратимся к спектаклю. Конечно, драмбалет (хореодрама), в жанре которого ставил спектакли Крэнко, не должен быть детальным изложением литературного произведения, у спектакля свои законы. Посмотрим, как представлял себе хореограф русскую действительность пушкинской поры.

Открывается занавес. Действие происходит в окружении берез, как затем и сцена дуэли. По-видимому, считается, что в России другие деревья не растут. Зато вход в барский дом украшен коринфскими колоннами. На сцене – семья Лариных и няня. Вбегают девушки и целуются с Ольгой и Татьяной. Кто это? В либретто написано: соседские девушки, но на барышень они не похожи. В перечислении действующих лиц написано: деревенские девушки. То есть крепостные крестьянки, то есть рабыни. Затем прибегут крестьяне, то есть крепостные, и будут с девушками отплясывать общий танец, к ним присоединятся Ольга и Ленский.

Няня приносит зеркало и предлагает Татьяне и Ольге погадать. В основе этой сцены - народное гаданье «на жениха». Девушка в полночь запирается в бане (или в любом нежилом помещении), зажигает перед зеркалом свечи, ставит на стол два прибора, говорит: «Суженый-ряженый! Приходи ко мне ужинать!» В зеркале она увидит своего суженого и должна тут же «зачураться». Это таинство вообще-то страшное: девушка обращается к нечистой силе. Неизвестно, кто там глянет из зеркала... Гаданье – перед Рождеством, зимой. В балете на сцене – ясный летний солнечный день. Ольга садится и смотрит в зеркало, крепостные девушки тоже заглядывают в зеркало, чтобы увидеть в зеркале суженого Ольги. Абсурд.

Но самое интересное впереди: это бал в доме Лариных, «веселый праздник именин» . То, что крепостная няня танцует с дворянами, это мелочи. Приходит Онегин и ни с кем не здоровается. Почему? Почти у всех на глазах он буквально сердито тычет в лицо Татьяне ее письмо... Затем решает отомстить Ленскому, как известно, за то что тот привел его на бал. Ленский танцует с Ольгой. Онегин хватает Ольгу, отрывает ее насильно от Ленского и начинает с ней танцевать. Правда, легкомысленная Ольга не протестует.

Когда Ленский вновь танцует со своей невестой, Онегин хватает друга за плечи, отшвыривает его от девушки... Дворянин дворянина... На балу...

«Не в силах Ленский снесть удара» (здесь и дальше – цитаты из «Евгения Онегина» Пушкина – Н.А.), он берет со стола чью-то перчатку и бьет ею Онегина по лицу... Словом сцена напоминает драку в дискотеке двух парней, не поделивших девчонку. Перед дуэлью, когда Онегин предлагает Ленскому мириться, тот снова бьет Онегина наотмашь по лицу...

После этого на Петербургском балу общий танец, который кончается тем, что дамы падают ниц перед кавалерами и застывают на полу в позе «умирающего лебедя» Фокина, уже почти не удивляет. Ну, валяется там какая-нибудь Мария Раевская или Натали Пушкина в ногах у кавалера... Хореографу так хочется.

Хореография всего балета тоже далеко не совершенна. Но танцовщики, особенно исполнительницы роли Татьяны, любят этот балет, стремятся его танцевать, вероятно, потому что балерины любят роли с драматическим содержанием (впрочем, зрители тоже любят такие спектакли).

Любой спектакль, а сюжетный – особенно, зависит от исполнителей. Обратимся к тому, что в таком балете удалось сделать танцовщикам.

Я видела два состава исполнителей. Премьеру танцевали: Онегина и Татьяну – Марсело Гомес и Диана Вишнева, Ольгу – Наталья Осипова.

Роль Ольги в балете наиболее завершенная. И молодая Осипова станцевала ее безупречно. Жизнерадостная, сияющая, «кокетка, ветреный ребенок», она была одержима одним желанием – веселиться, танцевать. Жизнь ей казался праздником (до сцены дуэли, конечно). Осипова исполнила свою роль ярко, как бы подавая свою героиню крупным планом. Особенно хороши были у нее стремительные полеты-ассмабле в руках партнера, поддерживавшего ее в воздухе.

До сих пор в роли Ольги я видела только довольно бесцветных солисток, но весь балет в целом выиграл, когда Ольгу станцевала Осипова.

Словом, балерина, опять обращаю на это внимание, смогла и в роли без специальных технических эффектов произвести впечатление. Хорошо бы и дальше так...

Положение Гомеса оказалось сложнее. Он превосходно станцевал и сыграл первый акт. «Пасмурный чудак», красавец, одетый в черное, он вышел на сцену «как Child-Harold, угрюмый, томный» (Чайльд-Гарольд –Н.А.). Монолог в этой первой картине Гомес станцевал как-то интимно, почти как исповедь перед Татьяной. Онегин-Гомес отметил Татьяну с первого взгляда, но «привычке милой не дал ходу». И все таки невольно время от времени следил за ней глазами. Казалось, он интуитивно почувствовал свою судьбу, но не поверил. В балетном спектакле такая интерпретация вполне могла бы быть, но продолжить все, что актер вложил в первый акт, дальше он не смог.

Во втором акте на балу у Лариных весь «байронизм» с Онегина-Гомеса слетел, на сцене остался просто невоспитанный, чересчур эмоциональный и задиристый молодой человек. Актер не виноват. Невозможно преодолеть роль, разработанную постановщиком до малейших деталей, да еще когда в зале присутствуют представители фонда Крэнко, которые следят, чтобы актеры не допустили никакой «вольности» даже в виде жеста или поворота головы (эта порочная зависимость театров от фондов-наследников – отдельная тема).

Был, конечно, один момент... Прежде чем начинать раскладывать пасьянс за столом в углу сцены, Гомес-Онегин вдруг посмотрел на Татьяну, стоящую в другом углу. Можно было бы подумать, что он все таки колеблется и хочет получить от карт подтверждение своим поступкам. Но думаю, это был чисто интуитивный момент в игре актера, да и кто смотрит на героя, сидящего за карточным столом, когда на сцене что-то происходит!

Но в последней картине спектакля Гомес и Вишнева станцевали такой дует, что только ради этой сцены стоило смотреть весь балет. Но там танцовщик оказался в своей сфере: герой, одержимый страстью, в трагической ситуации да еще и с партнершей – Татьяной-Вишневой.

К недостаточно разработанной хореографом роли Татьяны Вишнева нашла свой «ключ». Несмотря на то, что в балете у Татьяны много моментов, где она просто стоит или ходит по сцене, Вишнева свою роль станцевала. Умение создавать пластику движения на сцене поражает в балерине все больше и больше, настолько она овладела этим мастерством. Балерине удалось так построить пластическое существование Татьяны на сцене (я говорю обо всей роли, включающей пантомиму, неподвижность, танцевальные монологи и дуеты), как будто весь хореографический образ – сплошная кантилена движений. Такой кантиленой обладала, на моей памяти, Галина Уланова и Наталья Макарова. Эта редкая особенность, которую Вишнева постепенно с годами в своем искусстве развила.

С самого начала Татьяна Вишневой живет предчувствием или – скорее – ощущением своей печальной судьбы. Очарованность Онегиным в первой картине и есть выражение той любови с первого взгляда и на всю жизнь, которая и составляет суть образа. Очень важным в исполнении Вишневой является дует с Онегиным во второй картине: Онегин приходит к Татьяне «сквозь зеркало» во сне (здесь повторяется тема гаданья). Но сон этот – обманный. Дует состоит в основном из поддержек, очень неудобных для исполнения, но у Вишневой они выглядели, как полет души. В этой сцене балерина танцевала ту истинную Татьяну, которой не суждено проявиться в реальной жизни. Это была Татьяна, дождавшаяся своего счастья, готовая еще робко, но радостно предаться «любви, как малое дитя». Гомес – в этом дуете он был великолепен! – явился таинственным и опасным соблазнителем, пришельцем из недоброго мира.

Последний акт начинается со сцены Петербургского бала, куда Онегин является слегка убеленный сединой (?).Появляются Татьяна и Гремин. Пока они танцуют дует семейной идиллии, гости чинно сидят на стульях, а Онегин мечется по залу. Но затем - следом – последняя встреча Онегина и Татьяны. Она и поставлена выразительно, и Вишнева и Гомес здесь станцевали тот трагический накал страстей, который мы и ждем от таких артистов. Гомес – на пределе своей актерской страстности и темперамента... Вишнева – на таком же пределе своей эмоциональности и трагического актерского дара... Она то борется с собой, то с Онегиным, с его страстью, со своей любовью, то приникая к Онегину в отчаяньи и бессилии, то вырываясь из объятий – таким мы увидели дует Онегина и Татьяны, который останется в памяти как одно из самых ярких впечатлений театрального искусства и исполнительского таланта Вишневой и Гомеса.

Ленский, молодой танцовщик Джаред Матьюз, не портил спектакль, но и не поднимался до уровня премьеров. Он только разыграл мизансцены и танцевал старательно свои монологи, которые в его исполнении походили на заданные комбинации в балетном классе.

В другом составе главные роли танцевали Ирина Дворовенко и Кори Стернс. Солистка Сэра Лэйн в роли Ольги мало чем выделялась из кордебалета. Даниил Симкин-Ленский держался как гимназист старших классов, приехавший к тете на каникулы.

Кори Стерн, которого выдвигают на главные роли, имеет одно главное достоинство: высокий рост. Его танцевальное искусство ничем не примечательно, артист он слабый. В таком составе исполнителей Ирина Дворовенко попала в сложную ситуацию. Дворовенко – актриса, она ведущая балерина театра. Оказавшись в последнем дуете с мало эмоциональным партнером, Дворовенко вложила в свое исполнение всю силу своего темперамента, и была ближе к героиням греческих трагедий, чем к Татьяне. Но это не в укор балерине, ей пришлось одной взять на себя всю эмоциональную силу этого дуета.Остается только пожалеть, что постоянный партнер Дворовенко – Максим Белоцерковский – почти перестал выступать, и мы лишились возможности увидеть совместное выступление этих мастеров в «Онегине».

Нина Аловерт
По материалам russian-bazaar/ Культура / №24 (843)



  





Мы принимаем






 
 


 Полное или частичное использование
 материалов возможно только с
 разрешения администрации
fb vk tv Театральное агентство Хоттикет
Адрес: г.Москва, ул. Кузнецкий Мост, д.21/5
+7 (495) 663-91-08, e-mail: contact@hotticket.ru
© Hotticket.ru
Дизайн сайта - Кобзева Катерина  

свернуть


развернуть