Время работы:

Пн.-Пт: с 9:00 до 19:00

Снегурочка в Большом театре, заказ билетов

Билеты на Снегурочка в Большом театре 1

Поделиться:

Театр: Большой театр

Возрастное ограничение: 16+

Николай Римский-Корсаков
Либретто Николая Римского-Корсакова по мотивам одноименной весенней сказки Александра Островского
Фантазия на темы Николая Рериха
Продолжительность: 3 часа 45 минут с двумя антрактами.

Когда наша жизнь вдруг становится немного солнечнее, чем обычно, мы говорим, что проводим время "просто сказочно". В сказках всегда красиво. Там - заповедные леса, летние луга, молочные реки, калиновы мосты. Сказка зовет прочь из города, на природу. И именно там писателям, поэтам, композиторам и художникам обычно хочется писать сказки. Так было и с авторами "Снегурочки" - драматургом Островским и композитором Римским-Корсаковым.

Островский писал "Снегурочку" в имении Щелыково. Имение приносило убыток, - но разве можно было покинуть этот "блаженный край"? Островский называл его "Костромская Швейцария".

Конечно, есть в окрестностях Щелыкова и "Ярилина долина", и заповедный лес "Рыжевка" (в нем рыжая трава), и гора, чрезвычайно похожая на ту, где в конце пьесы показывается Ярило. А прототипом деревни Берендеевки, по словам внучки Островского, было близлежащее Субботино.

Римский-Корсаков писал "Снегурочку" на даче в Стелёве. "Первый раз в жизни мне довелось провести лето в настоящей русской деревне… Все как-то особенно гармонировало с моим тогдашним пантеистическим настроением и с влюбленностью в сюжет "Снегурочки". Какой-нибудь толстый и корявый сук или пень, поросший мхом, мне казался лешим или его жилищем; лес "Волчинец" - заповедным лесом; голая Копытецкая горка - Ярилиной горой, тройное эхо, слышимое с нашего балкона, как бы голосами леших и других чудовищ".

Сочиняя оперу, композитор местами изменил пьесу. Островский эти изменения не осуждал, но и не одобрял. Оказалась упразднена Елена Прекрасная, изменяющая мужу Бермяте с ветреным Лелем. Были и другие сокращения, - но дело даже не в формальных купюрах. Сам дух оперы слегка иной. Римский-Корсаков пропустил или "сгладил" все те сцены, где есть сатира, ирония. Пьеса Островского изобилует бытовизмами: скоморохи ругаются чуть не до драки, Бобыль и Бобылиха позволяют себе весьма неизысканные выражения, деревенские парни тоже не щеголяют вежливостью. Когда же Царь выясняет у боярина Бермяты, как обстоят дела в государстве, тот отвечает совершенно в духе Карамзина: "Воруют понемножку".

Опера Римского-Корсакова гораздо менее "социальна" - но более лирична и сказочна. "Снегурочка не знает границ между космическими и реальными чувствами, она не поверхностна и не глубока; она знает лишь один необъятный мир весны и весенней любви", - так писал об опере Лосев.