развернуть





Все Драмы Комедии Трагедии Мюзиклы Мелодрамы

Рецензии на спектакль Контрабас

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal
Продолжительность: 2 часа
Режиссер: Глеб Черепанов
Автор: Патрик Зюскинд
Актеры: Константин Хабенский
Перейти к покупке билетов

Калинин Роман

Декорации на сцене в данной постановке весьма и весьма минималистичны. Это порождает резонный вопрос «почему?» Неужели можно выразить всю душу спектакля посредством комнаты, обитой матрасами, стулом и несколькими бытовыми предметами на столе? Неужели этим и ограничивается внутренний мир главного героя? Сразу же на эту тему вспоминаются стихи Бродского<Не выходи из комнаты! Не совершай ошибку!.. Что интересней на свете стены и стула?>

Однако, все совсем не так, как может показаться на первый взгляд, и в то же время – именно так. На сцене предстает музыкант средних лет, он и является центральным персонажем. Сразу видно, что он творческий человек по задумчивому, блуждающему взгляду, слегка суетящимся движениям. Главного героя исполняет Константин Хабенский. Начинается монолог, похожий на обращение к музыкальному инструменту – контрабасу.

Хабенский рассуждает о том, что не зря отдал свою жизнь на служение в опере. Ему очень нравится музыка, и в целом он доволен профессией. Но постепенно он переходит к мысли о том, что его инструмент не такой уж и заметный, слишком тихий, слишком посредственный… Главный герой вначале начинает подозревать его, а потом и вовсе – ненавидеть…

Чувства героя вполне обоснованы, ведь рассуждая об опере, он часто говорит о музыке, о тональности голосов. Ему нравится сопрано, не случайно - в опере поет девушка, в которую он давно тайно и безнадежно влюблен. Сара вовсе не замечает его. Герой думает, что это все из-за инструмента и начинает в душе проклинать его…

Однажды контрабасист придумал план: посередине сложной композиции он должен был сфальшивить, взяв не те ноты, тем самым обратив внимание возлюбленной. Но, как только он вошел в зал, ему пришла мысль, что Сара сочтет его плохим музыкантом и лишь посмеется. Тогда контрабасист решил сделать наоборот – он сыграл партию отлично. Но, и тут постигла неудача – жестокая красавица его не заметила…

Печальный инцидент мог бы надолго выбить почву из-под ног на любовном фронте у музыканта, но он решил не сдаваться.Появилась новая авантюрная идея, чтобы обратить на себя внимание недоступной красавицы, обладающей блестящим сопрано. Музыкант решил выкрикнуть ее имя во время ближайшего концерта… Все посмотрят на него, в том числе и Она, и контрабасист перестанет быть неприметной серостью…

Музыкант прекрасно осознает - его выходка дорого ему обойдется. Во-первых, он однозначно потеряет работу, во-вторых – приобретет плохую репутацию в глазах коллег и в-третьих… он может выглядеть глупо в глазах Сары.

Настал тот день, когда музыканту необходимо решиться… В самый последний момент он осознает, как на самом деле глуп и безрассуден предстоящий поступок. Но отказаться от любви, не мог.

Данная работа – извечная тема «маленького человека», актуальная. Вопросы «а смогу ли я?», «а достаточно ли я хорош?» Позже все находят ответы. Контрабасист – довольно сильный духом и смелый человек. Его стремлению и воле к достижению цели может позавидовать любой человек. С одной стороны это смотрится забавно – его неуклюжие попытки понравиться девушке, а с другой – он довольно оригинален и смел.

Анатолий Шпак

Постановка «Контрабас» представлена в форме моноспектакля, а это, пожалуй, один из самых сложных жанров, исполняемых на сцене. Артисту не на кого рассчитывать и положиться, он полностью открыт перед зрителями, публике заметны мельчайшие эмоции – волнение, паника, что забыл слова, переживания героя...

Постановка на сцене МХТ представлена выпускником Щукинского училища – Глебом Черепановым. Совсем недавно он выпустил свою первую премьеру – детскую сказку и вот уже – является автором грандиозной работы философской направленности.

Черепанов использует яркие приемы эпатажности, удивляющие неподготовленного зрителя. Комната главного героя обита матрасами, напоминает психиатрическую больницу. Матрасы помогают приглушить звук, идущий от контрабаса, ведь при репетициях это довольно мощное звучание. Появляется главный герой и сцена оживает. Все, что находилось в комнате ранее – способно безошибочно охарактеризовать главного героя.

Персонаж берет в руки инструмент и начинает играть… Сцена становится похожей на один из последних кругов ада в «Комедии» Данте. Актер и сам получает немыслимое удовольствие от игры на своем инструменте. Звуки нарастают, и кажется, уже будто все фурии ада переместились в зал… Но вот внезапно все стихает. Слишком неожиданно, точно так же, как и все началось. Константин Хабенский раскрывает душу своего героя. Начинается монолог.

В целом, контрабасист – довольно счастливый человек – ведь любит свою работу. Инструмент свой считает звучным и сильным, словно тот обладает собственной волей. Ему приятно слышать звуки контрабаса – такие насыщенные и глубокие. Музыкант считает свой инструмент главным во всем оркестре, ведь именно он задает основной тон и командует другим играющим, как нужно это делать.

Но чем больше Хабенский расхваливает свое детище, тем более грустным он становится… А затем его тоска перерастает в настоящую агрессию. Контрабас ему кажется уже тяжелым и неудобным. На самого музыканта никто никогда не обращает внимания. Не то, что – на Сару… Эта девушка была солисткой в их музыкальном коллективе и обладала удивительным сопрано. Но вовсе не зависть заставила музыканта заметить ее. Он был давно и безнадежно влюблен в певицу. Она была всегда на виду, а он – в постоянной тени от своего музыкального инструмента. За это артист еще больше возненавидел свой контрабас…

Однажды, чтобы изменить свою жизнь, музыкант решается на отчаянный шаг – он хочет обратить на себя внимание Сары. Для этого он придумывает план. В нем он хочет прийти на концерт и специально сфальшивить свои ноты… Но внезапно осознает, что мнение девушки о нем сильно ухудшится, если он проявит себя как плохой музыкант. Тогда контрабасист решается на новую авантюру… Он хочет встать со своего места посередине концерта и громко позвать свою возлюбленную по имени…

Пусть это и выглядит несколько нелепо, но для музыканта это настоящий смелый поступок. Ведь если он это сделает, то потеряет работу, а также, возможно, и дружбу близких для него людей. Так чем не авантюра? Каждый человек понимает «риск» по-разному. Для кого-то один случай кажется мелочью, а для другого – самым опасным делом в жизни. Постановка «Контрабас» - это своего рода рассуждение. А музыкальный инструмент здесь – лишь объект, на котором концентрирует свое внимание один конкретно взятый человек. Если задуматься, то в реальной жизни есть много объектов, вроде контрабаса, стоит лишь немного приостановиться в суете будней и задуматься о самом важном в жизни.

распечатать

  





Мы принимаем






 
 


 Полное или частичное использование
 материалов возможно только с
 разрешения администрации
fb vk tv Театральное агентство Хоттикет
Адрес: г.Москва, ул. Кузнецкий Мост, д.21/5
+7 (495) 663-91-08, e-mail: contact@hotticket.ru
© Hotticket.ru
Дизайн сайта - Кобзева Катерина  

свернуть


развернуть