Время работы:

Пн.-Пт: с 9:00 до 19:00

Идиот в Большом театре, заказ билетов, афиша

Билеты на Идиот в Большом театре 1

Поделиться:

Театр: Большой театр

Возрастное ограничение: 16+

Опера в четырех действиях
Либретто Александра Медведева по одноименному роману Федора Достоевского

Мечислав Вайнберг оставил то же название, что и у литературного первоисточника. Главный герой не мог не стать смысловой доминантой, поскольку внутренне близок и лично композитору, и основной теме его творчества. «Мягкий, застенчивый по натуре человек со светлым мироощущением был втянут в грозные события, решительные действия, большие нервные потрясения. Они направили творчество композитора по драматическому руслу, которое, благодаря лирической натуре Вайнберга, получило своеобразный оттенок». (Л. Никитина). В эмоциональном строе музыки Вайнберга действительно много родственного герою Достоевского — это душевная доброта, восторженность, мудрая любовь к человеку. В опере «Идиот» можно увидеть продолжение и развитие темы лирического героя многих его симфоний, в особенности симфонической трилогии (17, 18 и 19-я симфонии), названной автором «Переступив войны порог», очень близкой опере интонационно.

Фигура Князя Мышкина, в которой писатель имел намерение изобразить «вполне прекрасного человека», всегда и во все времена являлась загадочным центром притяжения, но вызывала неоднозначные оценки и даже споры. По мнению режиссера Евгения Арье, — на драматической сцене он имел случай дважды ставить спектакли по этому роману Достоевского, а ныне является постановщиком оперы на этот сюжет в Большом театре, — главный герой и романа, и оперы является скорее «антигероем нашего времени»: «Мышкин — персонаж натуральный, нелепый, слабый… и гениальный. Гениальность его состоит в способности к эмпатии. Он чувствует боль другого человека, как будто у него нет кожи… Есть традиция относиться к определению «идиот» как к метафоре. Но, на мой взгляд, это приведенный в порядок, на самом деле вылеченный – как бы вылеченный – человек. Недаром и роман, и опера начинаются с приезда. Он приезжает – и сразу же оказывается вовлечен в клубок страстей … а кончается эта история тем, что герой абсолютно психологически уничтожен. Между этими двумя полюсами и разворачивается действие. Моя задача как режиссера выразить это в опере».

Либретто оперы создавалось в соавторстве с известным музыковедом Александром Медведевым. Его знакомство с Мечиславом Вайнбергом состоялось благодаря Дмитрию Шостаковичу и вылилось в совместную работу. Начали они с «Пассажирки», а затем Медведев стал уже постоянным либреттистом – и близким другом композитора. Масштаб романа Достоевского диктует авторам формат «большой оперы». Ее первоначальный объем — четыре действия, десять картин и более трех часов музыки (208 минут «чистого» звучания!) — едва ли соразмерен современной оперной реальности (то есть едва ли по силам современному зрителю). Как следствие, когда дело доходит до постановки на сцене, опера неизбежно подвергается сокращениям