Время работы:

Пн.-Пт: с 9:00 до 19:00

Билли Бадд в Большом театре, заказ билетов

Билеты на Билли Бадд в Большом театре 1

Поделиться:

Театр: Большой театр

Возрастное ограничение: 16+

Опера в двух действиях

Билли — идеальный герой: он молод, красив, наделен незаурядной физической силой. Жизнерадостный и наивный «Беби» Бадд становится всеобщим любимцем. Клэггарт — полная ему противоположность, воплощенный злодей, движимый исключительно низменными побуждениями.

Буквально не имея сил вынести тот ореол добра и красоты, что излучает Билли «Беби» Бадд, Клэггарт замышляет уничтожить его и ложно обвиняет в мятеже. Единственный недостаток Билли – он заикается – мешает ему возразить своему недругу. Преисполненный негодования, он наносит ему удар, от которого Клэггарт умирает на месте. А судьба Билли теперь целиком в руках капитана.

Если Билли идеальный матрос, то Вир идеальный капитан. Честный и справедливый человек, он к тому же отличается редкой для военного сословия склонностью к философскому осмыслению жизни. В него свято верит вся команда, называя «звездным» Виром. Всей душой любя Билли и признавая, что его рукой бог покарал злодея, он, тем не менее, выполняет предписания неумолимого закона и выносит матросу смертный приговор. Цепь событий оказывается трагической для всех ее участников: Клэггарт убит, Билли повешен, Вир получает незаживающую душевную рану…

Бриттена с этим сюжетом познакомил Эдвард Морган Форстер, английский романист и друг композитора, который в ту пору читал лекции о Мелвилле в Кембриджском университете. Взяться за создание либретто он согласился при условии, что получит опытного соавтора. Таковым стал режиссер и сценарист Эрик Крозье, уже сотрудничавший ранее с Бриттеном.

По сравнению с первоисточником существенные изменения претерпела композиция. В опере центральная часть «повествования» (история Билли) обрамлена прологом и эпилогом, решенными в характере «исповеди» капитана, мучающегося из-за своего поступка и десятилетия спустя, в то время как в книге он был убит в бою вскоре после описанных событий. Таким образом, вся эта история предстает в виде рассказа-воспоминания Вира, что придает происходящему оттенок вневременности и некоторой ирреальности.

Образ Вира также был переосмыслен. Конечно, это герой, оказавшийся «в центре моральной дилеммы», но в оперу он изначально был введен как персонаж обреченный и двойственный, вынужденный нести ответственность за предопределенное решение. Туман, который по сюжету спасает французский корабль (этот эпизод непосредственно предшествует поединку, являющемуся кульминацией оперы), одновременно метафорически застилает глаза Виру. В эпилоге он предстает совершенно подавленным чувством вины и собственным бессилием, и все звучат в его ушах последние слова Билли: «Да хранит Бог капитана Вира!» («Starry Vere, God bless you!»).

«Билли Бадду» свойствен углубленный психологизм и вариативность оценок действующих лиц и их поступков. В этой смысловой подвижности, в совмещении жанров психологического триллера и притчи заложена основная интрига повествования. Слушателю, в конце концов, самому предстоит доискаться до причин происшедшего и вместе с Виром попытаться ответить на вопрос, как это все могло случиться.